Как сделать липсинк в стоп-моушене

Currently reading:
Как сделать липсинк в стоп-моушене

Marymation

Новичок
Автор
Messages
7
Reaction score
19
Points
9
Website
youtube.com
Доброго времени суток, читатель! Сегодня поговорим про азы липсинка и обсудим несколько способов его реализации в стоп-моушене (постобработка, бумажные рты, объемные рты, съемные пластины, встроенный механизм). Как всегда, прикладываю свое видео по данной теме, а текстом опишу все основные моменты и что-то еще добавлю.



Липсинк в анимации - это анимация рта, и в первую очередь синхронизация его движений с записанной на аудиодорожке речью актера озвучки. Стоит сказать, что липсинк делают не всегда - понятно, что не все мультфильмы содержат в себе речь, не везде есть человекоподобные персонажи, где-то можно просто не давать персонажам рта (такая стилистика), а можно иметь и речь, и людей-персонажей, и полноценные лица, но просто решить не делать липсинк, оставлять лица статичными. Это всегда ваш личный выбор - делать ли липсинк. Однако же штука все равно востребованная, поэтому давайте разбираться.

1. ФОРМЫ РТОВ

Филологи с лингвистами отлично знают, что фонетика в разных языках очень отличается, и это отражается на формах рта. Например, в английском липсинке обязательно будет форма для звука "th", в то время как для русскоговорящих сам этот звук выговорить весьма проблематично, и в нашей речи мы его не используем. По этой причине формы рта для липсинка будут разными для разных языков, и это надо иметь в виду.

У разных аниматоров формы рта тоже будут отличаться, потому что у всех разная стилистика, разная подробность анимации и люди в разной степени заморачиваются. Многое зависит и от вашей непосредственной аудиодорожки - если речь выразительная и хорошо артикулирована, то формы рта тоже будут выраженными, рот будет широко открываться. Если персонаж бубнит - рот будет открываться чуть-чуть, и вся амлитуда движений будет снижена. Для веселой и грустной речи тоже рты будут выглядеть по-разному (главное различие - направлены ли уголки губ вверх или вниз).

Тем не менее, базовые принципы движений рта похожи, поэтому давайте для примера рассмотрим вот такую табличку форм рта, которую я стыбзила с сайта АртНуво.

1644142081169.png
Во-первых, здесь есть небольшая ошибочка. Как известно, "ё,ю,я,е" - это не звуки, а буквы, а звуков там по 2 - первый "й" и второй "о,э,у,а".
Итак, на звуках А и Э мы получаем самый широко раскрытый рот (если это Э в составе Е - губы сильнее растягиваются в стороны).
Г К Х Ц С З Д - типичные твердые звуки, на которых рот выглядит как скрежетание зубами. :) То есть губы приоткрыты, и мы видим стиснутые зубы. С добавлением сюда звука Р я не очень согласна.
Ж Ш Ч Щ - тоже видим стиснутые зубы, но рот меньше вытянут в стороны. Я бы сказала, что без этой формы можно обойтись и использовать предыдущую.
Б М П - губы полностью смыкаются.
В Ф - тут интереснее - верхние зубы касаются нижней губы.
Й - рот приоткрыт, мы видим верхние зубы в этой приоткрытой щели.
У - рот вытягивается в трубочку.
Л - тут тоже интересно - рот открыт, а язык касается задней поверхности верхних передних зубов. Звук Р я бы тоже изображала как-то так.
Н - похоже по механизму на Л, но язык находится дальше, поэтому выглядит немного по-другому.
О - рот тоже вытягивается в трубочку, но раскрывается чуть больше, чем при У.

Самый лучший способ осознать (и уметь изображать) формы рта для речи - это проговаривание собственного сценария на камеру или просто в зеркало и параллельная зарисовка форм рта - как выглядят губы, видно ли верхние зубы, нижние зубы, где находится язык, как широко расходится ротовая щель. В итоге вы нарисуете свою табличку с формами, на которую можно будет в дальнейшем ориентироваться при анимации.

2. БЕГЛОСТЬ РЕЧИ
Нужно еще помнить о том, что просто произносить звук в отдельности и произносить его в процессе речи - это не одно и то же. А уж когда мы смотрим на внешние изменения рта, то там вообще будет очень много слияний и упрощений.
Во-первых, люди говорят по слогам
, и это первая вещь, которую надо держать в голове в процессе анимации. Например, если человек говорит "Кирха" (недавно была в Калининграде, простите), то не надо просто ставить подряд формы "К, И, Р, Х, А". Скорее всего будет неплохо смотреться сочетание "И", "Р", "А". Потому что К сразу же переходит в И (помните, мы ведь анимируем слоги), Р это четкий отдельный звук со своей неповторимой формой, Х звук очень мягкий и переходит сразу в А.
Во-вторых, написание и произношение слова это не одно и то же. Давайте подумаем над словом "Злостно". Понятно, что НЕ надо это анимировать как "З" "Л" "О" "С" "Т" "Н" "О". Последняя "О", например, сто процентов превратится в "А" при произношении. Как бы я поставила формы - "З" "О" "С" "Н" "А".
В-третьих, некоторые слова в беглой речи видоизменяются. Канонический пример - Здравствуйте --> Здрасте. Понятно, что даже если человек порядочно говорит полностью слово "Здравствуйте", то вот это вот В С Т В анимировать не надо будет, но если он еще и сокращает слово, то форм рта получится еще меньше. "Здрасте" я бы изобразила как-то так: "З" "Р" "А" "С" "Э". И здесь, и в предыдущем примере я на самом деле "Т" не выбрасывала, просто его форма совпадает с формой "С", поэтому так и получается.

3. ЛИПСИНК ПО-ЯПОНСКИ
На фоне всех этих сложностей очень выделяется липсинк, который рисуют японские аниматоры (кстати, в любой анимации, а не только в той, что западные люди называют "аниме" - однажды они делали свои версии американских мультфильмов, и липсинк там тоже был чисто японский).

1644143856925.png
У них наблюдается только 3 формы рта - рот закрыт (губы сжаты), рот приоткрыт, рот сильно открыт (типичное А/Э). Такая анимация однозначно гораздо проще в создании и может выглядеть довольно симпатично. Но почему так сложилось, что именно японцы анимируют речь именно так? Дело здесь далеко не только в бюджете, как принято считать. Японцы банально меньше двигают ртом, а точнее в их речи движения губ очень слабые. Доказано даже то, что японцы, ну или люди, выросшие в японской языковой среде (этничность и генетика тут не так важны) гораздо меньше при разговоре опираются на чтение губ собеседника. Это если мы сравниваем с теми же европейцами. Потому что это банально не дает им много информации, ведь, как я уже сказала, их движения губ очень невыраженные.

anime.gif
AbandonedRipeAldabratortoise-max-1mb.gif
0f5712b3287488aa84cf53c2e4f60cb3.gif


Вероятно, это главная причина, почему для анимации японской речи 3х форм рта более чем достаточно в большинстве случаев. Анимация начинает усложняться только тогда, когда анимируется экспрессивная речь или, например, пение. Однако же я все равно придерживаюсь мнения, что даже с европейскими языками такой липсинк можно использовать, если хорошо подгадывать тайминг, так как я всегда за минимализм во имя сохранения сил и энергии. Ну а если вас заинтересовала эта тема, посмотрите видео ниже:



4. ЛИПСИНК В СТОП-МОУШЕНЕ

Давайте теперь перейдем к более практическому вопросу - как же добавить липсинк в свою стоп-моушен анимацию? Есть 2 главных направления - либо делать это в пост-обработке, либо во время самой анимации. В каждом из этих направлений можно придумать много разных способов это сделать. Расскажу только про некоторые.

1. Adobe Character Animator
В этой программе очень удобно делать липсинк, потому что она позволяет частично автоматизировать этот процесс и спасти драгоценное время. Нужно загрузить туда ваши формы ртов, вашу аудиодорожку, запустить алгоритм, и он вычислит, какие формы нужны для каждого звука из этой аудиодорожки. Потом вам все равно нужно будет проходиться по этим формам, вносить правки, убедиться, что все выглядит адекватно. В моем случае я потом еще таскала все эти формы по лицу (потому что кукла-то движется и поворачивается в кадре), делала я это в своем видеоредакторе FCPX.



2. Adobe Animate
Лично я здесь не пробовала делать липсинк, но точно знаю, что сделать его тут можно :) И с помощью некоторых инструментов это все равно будет проще, чем полностью вручную рисовать рты на всех кадрах.



3. Бумажные рты
Еще один довольно простой способ - это сделать много бумажных ртов - прямо нарисовать их на бумаге, а потом вырезать. Как же они цепляются на лицо куклы? Можно использовать офисный пластилин, он клейкий, но не оставляет следов на пластике после отлепления. Многие аниматоры используют капельку вазелина. Еще один способ - магниты, то есть вставьте под "кожу" куклы сильный магнит, а свои рты наклейте на металл (идеально для этого подойдет тонкий металл банок колы).

4. Объемные рты
Очень похожий способ, но здесь рты не бумажные, а объемные - например, из полимерной глины или самозатвердевающей глины. Из обычного пластилина лучше не делать, так как они слишком легко деформируются. Вот для таких ртов магнитное крепление - самое лучшее, как мне кажется.

5. Съемные лица
Пластины лица сменяют друг друга, и на выходе мы получаем иллюзию движения рта. Самый знаменитый пример - это, конечно, мультфильмы студии LAIKA. Однако нечто подобное можно соорудить самому, а некоторые куклы уже имеют такие механизмы, например, японские фигурки фигмы обычно имеют в комплекте несколько съемных лиц (см ниже).

Screenshot 2022-02-06 at 14.08.25.png

6. Механизм движения лица
Некоторые люди делают куклы таким образом, чтобы их "кожа" на лице была более-менее пластичная, а внутри головы находился механизм, который может ее двигать. Во рту также должна присутствовать щель, которая могла бы раздвигаться во время речи или эмоциональных реакций. Управление такой куклой может происходить с помощью контроллера на задней части головы или еще как-то.

Screenshot 2022-02-06 at 14.11.42.png
Screenshot 2022-02-06 at 14.11.35.png


Что ж, это была вся теория на сегодня! Расскажите в комментариях, пробовали ли вы уже делать стоп-моушен и появились ли у вас новые идеи после прочтения :)
 

Ulnar

Новичок
Проверенный
Messages
24
Reaction score
10
Points
8
Пробовал. Посмотрел пару рекомендаций на ютубе и сделал так : снял крупно голову персонажа, перенес в обычный графический редактор виндовз, размножил и нарисовал с десяток движущихся ртов, затем склеил их - и получилось вполне симпатично! О попадании в слова тут речи нет), но мне это и не нужно - анимэ мы ведь смотрим и не паримся).
 

Create an account or login to comment

You must be a member in order to leave a comment

Create account

Create an account on our community. It's easy!

Log in

Already have an account? Log in here.

Top